Человек-паук: Возвращение Домой нельзя назвать шедевром и лучшим фильмом про человека паука (Новый Человек-паук 2: Высокое Напряжение является моим фаворитом), но он получился хорошим и, самое главное, заложил фундамент для будущих прекрасных фильмов из вселенной Питера Паркера. Без сомнения в кинематографе у Человека-паука все в порядке. А что по играм?
Из всех супергероев в видеоиграх бэтмену повезло больше всего. Про него создали великолепную трилогию (недоквадрологию) Arkham. И хотел бы я радоваться за летучую мышь, но, вот беда, мой любимый супергерой - Человек-паук. Он хоть и наделен сверхспособностями, но является обычным бедным студентом, вынужденным скрывать свою личность. Однако он редко унывает, благодаря великолепному чувству юмора. Я уже не говорю про высокий уровень интеллекта: ведь по сути, своих могущественных врагов паук побеждает не грубой силой, а умом и сообразительностью.
Про человека-паука вышло достаточно много игр, но ни одну из них нельзя назвать культовой. Я хочу рассмотреть самые известные из них и выяснить в итоге, чего недостает ползучему супергерою для триумфа.
Игра по комиксам. С нее началась популяризация парня в красно-синем трико на ПК. Получилось неплохо для первого проекта, тем более для начала XXI века. Порадовал необычный финальный босс — карнейдж-октопус. К сожалению, советовать эту игру я бы не стал. Причиной тому — коридорность уровней, когда свободно полетать на паутине толком не получается, психованная камера и главный герой. В чем проблема главного героя? Да в том, что ощущается он не как настоящий паук: неловкий, нерасторопный и ооочень медленный.
Игра по первому фильму с Тоби Магуайром. Меланхоличный человек-паук с полным отсутствием чувства юмора мне совсем не нравится. Даже если он умеет волшебным образом метать паутину из руки. Это было лирическое отступление.
Spider-Man: The Movie для проекта по фильму получился добротным. После первой игры это был значительный шаг вперед. Здесь добавили возможность провернуть несколько «фишек» с паутиной: спуститься вниз головой, резко подтянуться выстрелом паутины на поверхность и быстро переместиться обратно, сделать перчатки из паутины и усилить свой удар и т.д. Не все и не всегда применялось в действие, но на атмосферу работало. Работало на атмосферу и возможность наконец свободно полетать по городу и почувствовать ветерок на макушке.
Проблема у игры опять в психованной камере и в крайне высокой сложности прохождения плюс топорном управлении. Я буквально рвал на себе волос во время игры в The Movie. Потом я установил Vice City и понял, как же я ошибался.
Вторая игра по фильму с меланхоличным пауком.
Сложность упростили в угоду быстрому, однообразному экшену, в игровой процесс добавили карту города и возможность бегать по тротуарам, рядом с простыми смертными. Наконец главный герой стал двигаться значительно быстрее, почти как настоящий человек-паук. К сожалению игра вышла скучной, а большой открытый город - скупым на события. То ли из-за недостатка контента, то ли из-за упавшей сложности, но к середине игры (где-то после победы над Мистерио) хочется ее забросить, как Тоби Магуайер забросил работу над образом Питера Паркера. Однако все вышесказанное касается версии для ПК. Для приставок вышла практически другая игра, наголову выше по качеству, в которую я, конечно же, не играл.
И вновь игра по комиксам. Мой любимчик. В отличие от прошлых игр здесь выдержанна комиксовая стилистика, а Питер Паркер еще не студент. Мы переживаем школьные будни человека-паука. Молодость пошла паучку на пользу - юморит он так, что улыбку порой сдержать невозможно. И паутину наконец пускает не в чистое небо, а, честно, за фасады зданий. В целом супергерой получился что надо: шустрым, ловким, язвительным. Сюжет не отстает и являет несколько интересных моментов. Жаль, что игра доступна только в английской версии и официальной локализации до сих пор не было.
Проблемы у игры тоже есть: вновь пустой и свободный город, в котором нечем заняться кроме мордобоя, временами перегруженные миссии, требующие высокой концентрации внимания и скорости (Vice City стайл), присутствие обязательных рутинных заданий практически перед каждой сюжетной миссией. Однако Ultimate Spider-Man все-таки одна из лучших игр про человека-паука на данный момент.
Spider-Man: Web of Shadows (2008 г.)
Amazing Spider-Man 2 (2014 г.)
Эти игры - вершина того, к чему пришла эволюция серии про человека-паука. Их объединяет наличие большой карты города со свободой передвижения и поиском бонусов/дополнительных заданий/беспечных полетов на паутине. Плюс глобальная сюжетная линия, чтобы было чем заняться. В Web of Shadows добавлена дилемма темной-светлой стороны, вертикальные сражения (на стенах), возможность переключаться между двумя костюмами. В целом Web of Shadows и The Amazing Spider-man выигрывают у Spider-Man 3 по проработанности и графике, но общего геймплея не меняют. Все сражения сводятся к энергичному beat'em up, с клацаньем мышки (в Amazing Spider-man присутствует своего рода stealth), сменяющимися миссиями на скорость, внимательность и быстроту реакции пальцев. В The Amazing Spider-man 2 паучок больше не может цепляться паутиной за воздух и для перемещения здесь отвели отдельную кнопку паутинопускания под каждую руку.
Здесь нет открытого города, здесь вообще не дают много свободы передвижения, но эта игра чертовски хороша! За основу взят чистый экшен, с фокусировкой на сражениях и решении простых головоломок. Разработчики решили: пауков никогда не бывает много, и добавили аж четыре протагониста! По-очереди проходим игру за обычного человека-паука, человека-паука из будущего, человека-паука симбионта и нуарного человека-паука из 30-х годов. Причем нуарный получился самым стильным и необычным по прохождению, как-будто супергероя скрестили с Корво или Гарретом. А вообще, создавая миссии про Питера Паркера из 30-х годов, разработчики явно смотрели в сторону Arkham Asylum.
Только в этой игре Дедпул выступает как один из боссов и его можно невозбранно замочить.
Из-за того, что главные герои каждый раз сменяются и действие почти никогда не провисает, игра проходится быстро и на одном дыхании. Здесь нет ничего лишнего кроме экшена и прокачки боевых приемов, что идет игре на пользу. Меньше свободы, зато больше действия!
К сожалению, ни одна из перечисленных игр не стала по-настоящему знаковой и шедевральной для человека-паука. Проблема в сражениях. Все проекты про супергероев сводятся к лупцеванию и разваливанию плохих парней. Иначе зачем вообще нужны супергерои? Если мы вспомни серию Arkham City - там Брюс Уйэн сражался используя свои кулаки и гаджеты. Потому что такой уж он герой: бэтмен знает кучу боевых стилей и стелс, поэтому сходится с врагами преимущественно в ближнем бою. Давайте вспомним другой хороший проект X-Men Origins: Wolverine. Логан тоже сражался преимущественно в ближнем бою, ведь у него адамантиновые когти и регенерация, какая тут хитрость? Кончились хорошие игры про супергероев? Deadpool же! И опять, в своей игре Уэйд Уилсон кромсал врагов катанами и пистолетами, чаще всего вступая в контактный бой. В перечисленных играх сражения органично вписывались в боевой стиль конкретного героя.
Но человек-паук не сражается так, как мы привыкли. Вернее, он конечно не-человечески силен, и может огреть так, что мало не покажется, но это не отменяет факта, что паутиныч редко переходит в контактный бой. Его ключевые характеристики: ловкость, скорость, проворность, смекалка, его оружие — острый ум и липкая паутина. Паук не выходит во весь рост перед плохими парнями для жесткого beat'em up. Он врывается молниеносно, одного заматывает паутиной, другого подвешивает на столб, третьего сбивает резким ударом, а четвертому сплетает ноги, чтобы тот не смог убежать. Длительные сражения происходят только с боссами, да и то, побеждает их Питер исключительно хитростью или умом, используя подручные средства. Когда сверхсильный человек-паук с десяти ударов укладывает одного заурядного преступника, невольно вспоминается световой меч-дубинка из Star Wars: The Force Unleashed.
Опять же, ни в одной игре нет нормальной физики взаимодействия с паутиной: поставить растяжку, связать двух плохишей вместе, притянуть на кого-нибудь мусорный бак/столб/кусок дерева, вырвать оружие из рук. Да реализовать это сложно, но похожую по механике задумку мы можем опробовать в Just Cause 3 (крюк-кошка).
Стоит также углубить отношения человека-паука с окружающим миром. В комиксах и мультсериале 1994 г. паучок очень щепетильно относится к спасению простых людей. Что бы там не происходило, во время сражения с суперзлодеями, Питер всегда будет заботиться о безопасности жителей и отвлекаться спасти их от летящих обломков, транспортных катастроф и падений в пропасть, даже если он упустит важного человека или злодея. В Marvel's Spider-Man как раз будет присутствовать данная особенность, судя по игровому трейлеру.
В итоге, неудивительно, что человек-паук до сих пор остается «серой лошадкой» в видеоиграх. Общую суть разработчики уловили, но ядро, то что позволит игроку почувствовать себя настоящим Питером Паркером, пока не реализовали. Однако, после длительного отдыха, на большой экран паучок уже вернулся, ждем возвращения и на большой монитор?